пятница, 23 января 2015 г.

Точка, точка, запятая...или нужно ли учить рисовать маленьких детей?


Мамам на заметку


Работая более 20 лет с детьми раннего возраста,  мы с коллегой Эммой Амаяковной уделяем большое внимание формированию у наших малышей интереса к изобразительной деятельности, становлению первичных изобразительных навыков и умений.
Конечно же, «произведения» наших воспитанников не представляют никакой художественной ценности, но какую ценность представляет собой факт узнавания ребенком в своих первых каракулях предметов окружающего мира! Оказывается, вот эта замкнутая линия может быть и яблоком, и солнышком, и колобком, а эта извилистая кривая – червячком, ленточкой…
А если окунуть пальчик в голубую краску и сделать много отпечатков, получится дождь, который польет цветочки, нарисованные воспитателем в нижней части листа.
Сначала – узнавание в нарисованных «каракулях» знакомых предметов с помощью взрослого, затем – целенаправленное изображение предмета. Но для того чтобы перейти ко второму этапу, необходима систематическая работа как педагогов, так и близких взрослых ребенка. Необходимо предоставить ребенку возможность экспериментирования с изобразительными материалами – карандашами, фломастерами, красками, пластилином, глиной.
Ничего, что первые штрихи бывают большей частью прерывающимися, конец карандаша то касается бумаги, то проносится по воздуху. Начав владеть карандашом, дети с удовольствием чертят иногда целыми часами.
Чтобы мамы не огорчались, что ребенок «без толку» портит бумагу, совсем необязательно предоставлять юному художнику дорогую бумагу для акварели или графики, отлично подойдут, например,  рулоны дешевых обоев.
Если ребенок осваивает такие изобразительные материалы, как краски, глина, пластилин, нужно создать соответствующие условия: застелить стол клеенкой, предоставить салфетку для рук, одеть ребенку фартук, закатать рукава одежды (одежду тоже можно завести специально для таких целей, чтобы не жалко было испачкать, которая легко отстирывается и т.п.). Для рисования очень полезно иметь дома детский мольберт.
Как научить ребенка правильно держать карандаш? Положите перед ребенком карандаш перпендикулярно к телу (посередине линии), заточенным концом от ребенка. Щепотью (большим, указательным и средним пальцами) малыш должен взять за незаточенный конец карандаша и передвигать пальцы к другому концу скользящим движением, опираясь заточенным концом о поверхность стола. Пальцы правильно распределятся. Зафиксируйте внимание ребенка на этом и чаще напоминайте о правилах: как правильно сидеть, держать карандаш и как должна лежать бумага.
Обычно малыши очень крепко сжимают карандаш. Пальцы потеют и быстро устают. В этом случае нужно сделать упражнения на расслабление. Хорошо помогают научить ребенка расслаблять пальцы занятия с красками. Когда ребенок работает с кистью, то он расслабляет пальцы, делая широкие мазки.
Напряженные мышцы "непослушны", плохо управляемы. Для того чтобы появилась возможность свободно и точно управлять ими, необходимо расслабить мышцы, снять с них напряжение. Дети могут почувствовать расслабление мышц только тогда, когда им сначала предлагают сильно сжать кулачки и долго подержать их в этом состоянии. А затем им предлагают их разжать (расслабить) и почувствовать это состояние. При этом не следует забывать, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление - длительным. У каждого ребенка должно сложиться своеобразное представление о расслаблении ("как кисель"). Упражнение проводится в игровой форме, используя иллюстрации,  например:

Картинки по запросу Картинка кошка мышку цап!
Кошка мышку цап!  
Подержала, подержала.
Отпустила.
Мышка побежала,
Хвостиком махала –
До свиданья.



Для того чтобы подражать изобразительным движениям взрослого, ребенку необходимо научиться управлять своими движениями. Ко 2-му году жизни уже возникают возможности регуляции двигательных актов. Однако наличия лишь анатомо-физиологических возможностей регуляции движений недостаточно для возникновения изобразительной деятельности у ребенка. Родителям нужно учитывать, что дети, не имеющие в своем распоряжении принадлежностей для рисования, очень долгое время не проявляют интереса к изобразительной деятельности, а развитие рисования в раннем возрасте способствует развитию психических процессов – восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, способствует овладению сенсорными эталонами.   


Комментариев нет:

Отправить комментарий